• Дети на карантине: рекомендации медицинского психолога детского поликлинического отделения №28 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №93»

    В России идет второй месяц вынужденной самоизоляции, детские сады не работают, школы и некоторые детские развивающие центры перешли на дистанционный режим. Для многих родителей и детей это время стало тяжелым испытанием, так как постоянное нахождение детей в замкнутом пространстве, недостаток двигательной активности и полноценного общения со сверстниками сказываются и на поведении детей дома, которые в буквальном смысле начинают «стоять на ушах». 

    Многие специалисты в области детской психологии сейчас пишут на темы детско-родительской самоизоляции. Как правило, эти темы можно разделить на 2 большие группы: «Как родителям не сойти с ума на карантине» или «Как полноценно проводить время с детьми и получать от этого максимум пользы и удовольствия».

    Получается, что изначально можно относиться к этой ситуации с разных сторон: как к проблеме, которую нужно решить или как к ресурсу, который можно полноценно использовать. Лично мне ближе второй подход. Ведь карантин – отличная возможность побыть вместе со своими детьми, поговорить с ними, узнать их интересы, понаблюдать за их поведением. В каждодневной суете это, к сожалению, не всегда удается. Другая сторона медали – как родителям не «выгореть» от круглосуточного ежедневного общения с ребенком. Ведь, как известно, всем нужны свои личные границы, а у родителей могут быть и свои «взрослые» интересы и заботы, особенно в ситуации, когда нужно еще и работать.

    Ниже приведены рекомендации психологов о том, как организовать жизнь с ребенком (детьми) в условиях самоизоляции:

    ·  Режим дня: здесь необходимо не только планировать день с учетом сна, приема пищи и отдыха, но и распределять время активного бодрствования. Это значит, что время должно быть отведено и на физическую активность (зарядку, танцы или прогулки при возможности), и на более спокойные занятия (рисование, чтение, лепку, творчество и другие развивающие занятия). Если ребенок учится дистанционно или выполняет домашние задания на развивающих занятиях онлайн, то лучше посвящать этому одно и то же время суток, например, утром после завтрака.

    ·  Организация досуга: взрослым не стоит забывать, что чем меньше ребенок, тем меньшее количество времени он может продуктивно концентрировать свое внимание на чем-то одном. Кроме того, характеристики внимания ребенка могут зависеть от особенностей его темперамента, интереса к выполняемой деятельности, самочувствия и других факторов. Обычно дети дошкольного возраста могут сосредоточиться только на том, что им интересно в данную минуту. Если родители все-таки хотят научить ребенка концентрации внимания, то для этого сами они не должны отвлекаться на телефон, телевизор или другие дела. Лучше запланировать меньше времени на занятие с ребенком (например полчаса), но посвятить его именно ему, чем постоянно отвлекаться. Здесь лучшей стратегией будет следующая: «Давай мы сейчас с тобой поиграем (почитаем, полепим, порисуем и т.д.), а потом я немного займусь своими делами». Ты в это время сможешь поиграть самостоятельно (посмотреть мультики, почитать, порисовать и т.д.) Маленький ребенок плохо ориентируется во времени, поэтому ему можно обозначить временные границы, объяснив, например, где будет стрелка на часах, когда Вы хотите сделать перерыв.

    Продумайте, чем может заняться ребенок в свободное время. Маленькие дети с удовольствием участвуют с родителями в бытовых делах, можно предложить им рассортировать домашнюю утварь, поиграть в макароны, фасоль или крупу, предварительно расстелив клеенку или скатерть для быстрой уборки. Если Вам надо поработать, то можно предварительно скачать мультфильмы или фильмы, которые могут быть интересными и познавательными для ребенка (в Интернете большое количество развивающих приложений и мастер-классов). Кроме того, сейчас много развивающих пособий и игр в интернет-магазинах (книги с наклейками, раскраски, пазлы, головоломки и т.д.), которые очень нравятся детям и могут их занять на какое-то время. Психологи утверждают, что иногда детям полезно и просто «поскучать», так как это развивает их поисковую и творческую активность, тренирует воображение.

    ·  Эмоциональное равновесие: родителям важно отслеживать собственное психоэмоциональное состояние. Дети чутко улавливают эмоции родителей, такие как тревога, раздражение или скука. Постарайтесь задать себе вопрос, что может помочь Вам, чтобы справиться со своими эмоциями. Возможно, это будет какая-то физическая активность, танцы под энергичную музыку. Или чашечка ароматного кофе в тишине, пока дети заняты «своим важным делом». Не стремитесь соответстовать статусу «идеального родителя», который все всегда держит под контролем.  Обязательно старайтесь сделать что-то, приносящее удовольствие именно Вам. Это поможет восполнить или сохранить Ваши собственные эмоциональные ресурсы. Подводите итоги дня, делая акцент на том, за что можно себя похвалить, пусть это даже будут ежедневные бытовые вопросы, такие, как приготовление обеда или уборка. Кстати, такой чек-лист с подведением итогов дня и получением одобрения и поддержки можно делать и в кругу семьи, например, вечером за ужином. Очень полезно похвалить и поблагодарить друг друга, подчеркнув успехи и достоинства каждого члена семьи.

    Вот перечень вопросов, которые члены семьи могут задавать друг другу за «круглым семейным столом»:

    ·  Как прошел твой день? Что интересного, полезного ты сегодня узнал (узнала)?

    ·  Какие эмоции тебя сегодня переполняли? Что больше всего понравилось (не понравилось)?

    ·  Что полезного ты сегодня сделал (сделала) для себя или других людей (животных)?

    ·  Кого ты хочешь поблагодарить сегодня? Кто тебе помогал?

    Важно помнить о том, что карантин рано или поздно закончится. Все члены семьи снова разбегутся по своим делам и интересам. Поэтому Вам решать, каким останется в памяти время, проведенное вместе. И в Ваших силах сделать его максимально приятным и продуктивным для себя и своих детей!


    Текст: Новости Красносельского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Красносельского района Санкт-Петербурга
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31